В докладе рассмотрены поэтики Скалигера (1541) и Фосса (1647), Шпет, впрочем, называл его Воссиус, так что и мы будем. У Скалигера Exemplum это фигура, и цель такого «примера» — подобрать к редкой строке еще более редкое определение. Цель — не литературные, а «научные редкости». И пример опережает подражание, если подражание медленно, то пример позволяет сразу понять даже самые сложные фигуры. Слова specimen у Скалигера нет, есть species — но это означает не жанр, а способ приготовления, как сделать сюжет трагедии насыщенным или напротив, вольным. Это то, что античная риторикаговорила о грубых и мягких стилях, или «истолкованиях», только понятие «истолкование» заменено на «импликацию». Здесь роды оказываются частью этих «жанров», в смысле основных стилистических выразительных принципов, впечатлений.
Фосс связывает exemplum и фортуну, противопоставляет exemplum энтимеме, которая есть действие как раз замысла, а не фортуны. Один и тот же еxemplum может быть представлен в произведениях разного стиля, так как служит примером «прозы вообще» или поэзии «вообще». В античной риторике поэзия подражает прозе или проза поэзии, и так создаются новые произведения — новые жанры. Надо было остановить это взаимоподражание классической риторики, построенной на постоянном многотемьи экфразиса, и ввести однозначный принцип репрезентации. Слово specimen у Фосса используется как калька греческого δειγμα, музыкальная закономерность, которая и служит «мотивом». Причем этот принцип противопоставляется принципу агона, который понимается как концерт. Либо мелодии служат поводом для соревнования на концерте, либо они становятся образцами для создания музыкальных спектаклей — трагедий и комедий. Так появляется представление об образцовом шедевре — через представление о включенности не стиля в жанр, а жанра в большой стиль.